Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни.

 

Разделяют суицидальные попытки на: истинные, демонстративные и шантажные.

Суицидальное поведение бывает и у вполне здоровых людей, а у подростков чаще носит демонстративный характер. К сожалению, определенный процент таких демонстраций заканчивается завершением: не рассчитал силу, не рассчитал дозу, оступился, не успели подойти на помощь и т.д.

Большинство подростков говорят потом, что они вовсе не хотели умирать, а просто хотели напугать. Они видели, как страдают и мучаются люди, когда теряют своих близких, вот они и нашли способ, чтобы заявить о себе и своих проблемах родителям и близким.

Самые сильные и значимые переживания в подростковом возрасте связаны с отношениями со сверстниками. Однако, никогда человек так не нуждается в психологической поддержке и понимании взрослого, как именно в подростковом возрасте.

Суицидальные попытки чаще совершают дети с депрессивным состоянием, отверженные в группе сверстников, не адаптированные к школе.


Памятка родителям.


Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих о своих намерениях. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него всем будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех, ненавижу себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делала, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом являются следующие признаки:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, резкие перемены настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

- внезапное снижение успеваемости, рассеянность;

- плохое поведение, прогулы занятий;

- склонность к риску;

- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все;

- самообвинения или на оборот – признание зависимости от других;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Если замечены эти признаки, осторожно постарайтесь вывести ребенка на разговор, всерьез поговорить о его переживаниях, обратиться к специалистам.

 

Для профилактики:

- анализ собственных методов воспитания в соответствии с материалами данной статьи;

- анализ своих речевых посылов ребенку, программирующих его на самоуничижение, типа «глаза бы мои тебя не видели», «когда, наконец, это кончится», «руки – крюки, все только портишь» и т.д.;

- отношения с ребенком строить специально, осознанно, ежедневно показывая и доказывая свою любовь к нему;

- занятость ребенка в кружках, секциях уменьшает риск;

- при каждом удобном случае внушать ребенку, что из любой ситуации есть выход, что он не одинок в своих переживаниях у кого-то так уже было, рассказывать о своих проблемах и как вы с ними справлялись;

- говорить с ребенком на темы любви и дружбы;

- постоянно говорить ребенку, что переживаниями надо обязательно поделиться с другом, с родителями, учителем, психологом, хоть с кем – то, а не оставаться с ними наедине;

- пропаганда психологической службы, рассказывать ребенку, чем психолог занимается, в чем может помочь;

 

Помните, что если ребенок ежедневно получает сигналы:

- «Я хороший»;

- «Я что–то значу»;

- «Мои усилия замечены»;

- «Я - состоятелен»;

- «Кто-то заботиться обо мне»,

вряд ли он захочет расстаться с жизнью.