Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

  

ПОЛОЖЕНИЕ

о внедрении и реализации технологии социального сопровождения семей с детьми «Раннее выявление случаев нарушения прав ребенка. Работа со случаем»

  1. 1.      Общие положения

1.1.Настоящее положение служит организационно-методической основой деятельности специалистов по работе с семьей и несовершеннолетними различной ведомственной принадлежности, внедряющих и реализующих технологию социального сопровождения семей с детьми «Раннее выявление случаев нарушения прав ребенка. Работа со случаем» (далее – «технология»).

1.2.Целью внедрения и реализации технологии является своевременное выявление семей с детьми в кризисной ситуации, нуждающихся в социальном сопровождении (в том числе с признаками жестокого обращения), имеющих ресурс для преодоления кризисной ситуации.

1.3.При внедрении и реализации технологии ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Катайскому району» (далее – ГБУ «КЦСОН по Катайскому району») руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными актами Курганской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, уставом ГБУ «КЦСОН по Катайскому району» и настоящим положением.

1.4. Внедрение и реализация технологии осуществляется во взаимодействии с государственными органами и организациями социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, внутренних дел, общественными и иными организациями.

 

  1. 2.      Порядок реализации и внедрения технологии

 

2.1. Участниками технологии являются:

Семьи с детьми, нуждающиеся в социальном сопровождении и/или находящиеся в социально опасном положении (в том числе с признаками жестокого обращения).

2.2.Технология применяется при кризисном уровне социального сопровождения семей с детьми.

2.3. Работа со случаем нарушения прав ребенка – это организация реабилитационной работы с семьей и/или ребенком в целях восстановления в семье условий соблюдения прав ребенка.

2.4. Кризисный (экстренный) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации мероприятий сопровождения, направленный на оперативное наказание семье с детьми специализированной помощи по устранению кризисных ситуаций, с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи.

        Для семьи, находящейся на кризисном (экстренном) уровне социального сопровождения, характерно наличие следующих признаков:

-    Неблагоприятного положения несовершеннолетнего в семье (факты детского неблагополучия, жестокого обращения);

-    Недостаточность семейного ресурса для самостоятельного разрешения кризисной ситуации.

2.5. Организаторы социального сопровождения семей с детьми – ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Катайскому району».

2.6. В роли выявителя может выступать специалист  ГБУ «КЦСОН по Катайскому району» или организации межведомственного взаимодействия, направивший информацию о семье, нуждающейся в социальном сопровождении с приложением результатов диагностики (Приложение 1, 3, 5)

2.7. При составлении плана социального сопровождения (реабилитации) семьи привлекается территориальная межведомственная рабочая группа (далее –территориальная группа).

2.8. К полномочиям территориальной межведомственной рабочей группы относятся:

-     Координация межведомственного взаимодействия при организации социального сопровождения в муниципальных образованиях и города Катайска.

-     Обеспечение согласованных действий организаций, участвующих в межведомственном взаимодействии, при выполнении мероприятий социального сопровождения согласно Плану социального сопровождения (реабилитации) семьи (далее – ПССР);

-     Принятие решения об открытии/закрытии случая;

-     Назначение куратора по работе с семьей;

-     Утверждение проекта Плана социального сопровождения (реабилитации) семьи;

-     При необходимости, осуществление координации межведомственного взаимодействия.

2.9.Этапы технологии раннего выявления и работы со случаем:

2.9.1.                 Выявление факта жестокого обращения (выявление факта специалистом-выявителем, прием информации от организаций межведомственного взаимодействия):

-   Регистрация поступившей информации о случае нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего посредством заполнения сигнального листа (приложение 2).

-   Первичная диагностика положения несовершеннолетнего в семье, целью которой является выявление непосредственных угроз для жизни и здоровья несовершеннолетнего (Приложение 1, 3).

-   При обнаружении ситуаций угрожающих безопасности ребенка в семье (высокого уровня), специалист-выявитель в соответствие  Федерального закона от 24 июня 1999 г.  №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а так же статьей 56 Семейного кодекса, немедленно информирует специалистов органов опеки, инспектора ПДН о семейной ситуации и высоком уровне риска угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и вызывает представителей данных органов в семью (по адресу)  для принятия мер по государственной защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.

-   По результатам обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи, оценки положения несовершеннолетнего в семье и оценки риска жестокого обращения с ребенком, с учетом наличия в семье факторов снижающих риск эскалации жестокого обращения, а именно:

-        Признание наличие угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего;

-        Готовность родителей выполнять План обеспечения безопасности ребенка;

-        Возможность удовлетворения родителями минимальных возрастных потребностей детей с подключением ресурса социального сопровождения (оказание экстренной помощи в форме семейной интервенции).

- Уполномоченными специалистами принимается решение о дальнейших мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

- В случае принятия решения об оставлении ребенка в семье, незамедлительно составляется  План мероприятий по обеспечению безопасности ребенка в двух экземплярах (Приложение 4), со сроками реализации его мероприятий в течение 10 дней. План мероприятий по обеспечению безопасности ребенка – перечень конкретных действий  с указанием сроков, ответственных лиц (как со стороны родителей и родственников ребенка, так и со стороны специалистов ГБУ «КЦСОН по Катайскому району) и способов контроля за исполнением, подписанный всеми упомянутыми в нем лицами. План составляется совместно с родителями, за подписью всех присутствующих специалистов. Один экземпляр передается законному представителю несовершеннолетнего, другой специалист представляет на заседание Территориальной группы вместе с результатами диагностики.

- При направлении выявительных документов субъектом системы профилактики (сигнальный лист, Оценка положения несовершеннолетнего в семье, Социальный паспорт – Акт ЖБСУ) в социозащитное учреждение проводится повторная диагностика положения несовершеннолетнего в семье, ответственным специалистом по работе с семьей и детьми – (Приложение 1).

- При преобладании по результатам диагностики среднего уровня риска, специалист мотивирует семью на составление плана совместных действий по выходу семьи из кризисной ситуации, который подписывается законным представителем несовершеннолетнего и специалистом. В дальнейшем ведется сопровождение семьи на кризисном уровне.

- При преобладании по результатам диагностики низкого уровня риска для несовершеннолетнего ответственный специалист консультирует членов семьи о возможности предоставления социальных услуг и / или социального сопровождения на базовом уровне. – (Приложение 3).

2.9.2. Открытие случая:

-    Территориальная группа рассматривает документы, представленные ответственным специалистом и, при необходимости, принимает решение об открытии случая. Решение об открытия случая и назначение куратора из числа специалистов территориальных социозащитных учреждений по работе с семьей и детьми (приложение 4), утверждается председателем Территориальной группы.

-    Пакет документов с результатами диагностики и решение об открытии случая и назначении куратора передается специалисту-куратору.

-    При принятии отрицательного решения об открытии случая пакет документов передается специалисту, ответственному за координацию социального обслуживания на территории проживания семьи.

2.9.3.Ведение случая

2.9.3.1. Разработка ПССР:

- Первичный выход в семью осуществляется куратором не позднее 1 рабочего дня, следующего за принятием решения об открытии случая.

- Диагностика причин семейного неблагополучия (установление контакта с семьей, сбор информации о семье, выявление ресурсов семьи с заполнением документации: Единая форма оценки семейной ситуации (Приложение 5), Единая таблица фактов и гипотез (Приложение 6), Генограмма (Приложение 7), Социальная карта семьи (Приложение 8), Карта ресурсов семьи (Приложение 9). Период проведение диагностики – не более 9 рабочих дней.

- Результатом проведения диагностики, учитывая выявленные проблемы, являющиеся причиной нарушения прав несовершеннолетнего, и их природу куратор определяет цель работы с каждым членом семьи.

- Исходя из поставленных целей, куратор в течение 3 рабочих дней разрабатывает план совместных действий (Приложение 10), проект ПССР (Приложение 11), включающий мероприятия, носящие ведомственный и межведомственный характер, лист-вложение в ПССР – Организация работы с семьей (Приложение 12). ПССР разрабатывается на срок до 30 дней. Обязательными мероприятиями ПССР являются промежуточный и итоговый мониторинг. Промежуточный мониторинг проводится по истечении 9 рабочих дней, включает анализ результатов комплексной диагностики и выполнения Плана мероприятий по обеспечению безопасности несовершеннолетнего, результатов заполнения Единой формы оценки семейной ситуации (Приложение 5).

- Проект ПССР рассматривается членами Территориальной группы и утверждается председателем.

- Ответственный секретарь Территориальной группы в течение 1 рабочего дня направляет копию утвержденной ПССР куратору случая и в учреждения, являющиеся исполнителями мероприятий ПССР.

- После получения копии утвержденной ПССР, руководитель учреждения-исполнителя мероприятий в течение 1 рабочего дня в установленном порядке назначает ответственного исполнителя, которому передается документ для его реализации.

- Специалист в день назначения его ответственным исполнителем телефонограммой сообщает о своем назначении куратору случая.

2.9.3.2. Реализация ПССР

- Куратор является координатором реализации ПССР. При возникновении объективных причин, препятствующих исполнению в срок запланированных мероприятий ответственные исполнители заблаговременно информируют об этом куратора.

-  При недостаточной эффективности ПССР куратор инициирует рассмотрение случая на заседании Территориальной группы для внесения необходимых корректив.

- В случае корректировки ПССР выполняются действия в соответствие с пунктом 2.9.3.1.

2.9.4. Закрытие случая:

   При завершении реализации ПССР куратор для проведения итогового мониторинга организует консилиум с участием ответственных исполнителей мероприятий ПССР. В ходе консилиума специалисты оценивают динамику случая, путем анализа результатов итоговой диагностики: заполнением Единой формы оценки, бланка оценки положения несовершеннолетнего в семье и Карты семейных ресурсов. Заполненные бланки подписывают специалисты-участники консилиума.

- Куратор на основании результатов итогового мониторинга готовит заключение по случаю (Приложение 13) в течение 1 рабочего дня, следующего за днем проведения консилиума. Заключение содержит выводы о результативности ведения случая и возможностях дальнейшего сопровождения семьи.

- Куратор направляет подписанное заключение в Территориальную группу в день, следующий за днем проведения консилиума.

- Территориальная группа, в ходе очередного заседания, на основании представленного заключения принимает решение о продолжении работы со случаем или о его закрытии. Принятое решение фиксируется в протоколе заседания Территориальной группы.

2.10. Срок реализации технологии составляет не более 6 месяцев.

2.11. Услуги в рамках внедрения и реализации технологии семьям с детьми, нуждающимися в социальном сопровождении и / или находящимся в социально опасном положении (в том числе с признаками жестокого обращения) предоставляются бесплатно.

3. Ответственность и контроль

3.1. Контроль и оценку результативности межведомственного взаимодействия в связи с реализацией технологии осуществляет Главное управление социальной защиты населения Курганской области.

3.2. Специалист-выявитель несет ответственность за своевременное предоставление документов (результатов диагностики семьи, нуждающейся в социальном сопровождении) в Территориальную группу.

3.3. Специалист-куратор, ответственные исполнители несут ответственность за выполнение и содержание мероприятий в рамках реализации технологии, ведение документации.

3.4. ГБУ «КЦСОН по Катайскому району» ежеквартально, в установленный срок, направляет информацию о реализации технологии в Главное управление социальной защиты населения Курганской области.

3.5. Члены Территориальной группы несут ответственность за решения, принятые Территориальной группой.

3.6.  Председатель территориальной группы несет ответственность за организацию деятельности Территориальной группы.

3.7. Общее руководство и контроль за внедрением и реализацией технологии осуществляет директор ГБУ «КЦСОН по Катайскому району».

 

 

 

Приложение1

ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СЕМЬЕ

Дата, время проведения оценка_____________________________________________________

Ф.И.О., дата рождения несовершеннолетнего

________________________________________________________________________________

Домашний адрес

________________________________________________________________________________

Ф.И.О., дата рождения родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Образовательное учреждение_______________________________________________________

Состояние здоровья_______________________________________________________________

Кем осуществляется контроль за ребенком на данный момент___________________________

Местонахождение ребенка на данный момент_________________________________________

Взаимоотношения с родителями: ровные, конфликтные, враждебные_____________________

Краткое описание факта(ов) нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего, в том числе жестокого обращения с ним ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выявленные непосредственные угрозы для безопасности несовершеннолетнего____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные факторы риска жестокого обращения с несовершеннолетним в семье (история семьи, уязвимость ребенка перед жестоким обращением, др)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с несовершеннолетним в семье___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Риск

№п/п

 

Факторы

Высокий

Умеренный

Низкий

1.

Возраст

 

 

 

2.

Особенности развития и личности несовершеннолетнего

 

 

 

3.

Факторы риска говорящие о возможности нанесения вреда несовершеннолетнему

Физические травмы (тип, вид, локализация, частота нанесения), предполагаемый виновник

 

 

 

Психологическое воздействие (форма, особенности, частота проявления), предполагаемый виновник

 

 

 

Пренебрежение нуждами (вид, тяжесть воздействия, продолжительность пренебрежения), предполагаемый виновник

 

 

 

Действия сексуального характера (форма, особенности, частота проявления), предполагаемый виновник

 

 

 

Свобода доступа предполагаемого виновника нанесения вреда к несовершеннолетнему

 

 

 

4.

Особенность поведения родителей, говорящие о возможности нанесения вреда несовершеннолетнему

 

 

 

5.

Риск причинения эмоционального вреда несовершеннолетнему

 

 

 

6.

Индивидуальные особенности родителей

 

Готовность родителей признать случай нанесения вреда несовершеннолетнему

 

 

 

Заболевания, влияющие на поведение родителей

 

 

 

Родительские навыки воспитания

 

 

 

7.

Бытовые условия и окружение

 

 

 

8.

Предыдущие сообщения о нанесении вреда несовершеннолетнему или случаях жестокого обращения

 

 

 

9.

Восприимчивость семьи к кризисам.

 

 

 

 

Подпись специалиста(ов)___________________(_____________________________________)                                 __________________(_____________________________________)

Подпись законного представителя(ей) ________________(_____________________________) ________________(_____________________________)

 

Оценка факторов риска проведена без участия родителей (законных представителей).  Несовершеннолетний передан / помещен ___________________________________________

Дата __________________________